Профилактика переутомления
Профилактика переутомления
Эффективное управление учебно-тренировочным процессом невоз-можно без учета влияния доз психических и физических нагрузок на ор-ганизм спортсмена на "короткое" и более "длительное" время. Незнание механизмов адаптационного процесса и особенностей кумулятивного эффекта могут привести спортсменов к таким явлениям, как перенапря-жение, переутомление, перетренированность и др.
Для предотвращения этого явления необходимо принять целый ком-плекс мер. В связи с тем, что в возникновении переутомления спортсме-нов (как явления) существенную роль играют психологические и биоло-гические механизмы, предотвращение и лечение его должно быть ком-плексным, включающим методы психотерапии, фармакотерапии, орга-низационные и психологические мероприятия, индивидуальные наблю-дения врача и психолога команды.
Вместе с тем, осознавая степень значимости указанных методов, не следует забывать о первом звене в этой цепи. Это участие тренера, роль и значение которого, как человека наиболее близко стоящего к спортсме-ну, первостепенны.
Именно тренер, как человек наиболее знающий своих воспитанни-ков, может своевременно заметить особенности в поведении спортсмена, выявить отклонения, мешающие ему показать максимальный результат.(Синельникова, 1984). Заметив изменения нервно-психического состояния тренер имеет возможность поддержать и ободрить спортсмена в такой нужный для не-го момент. Факт неудачного выступления, бой, проигранный ввиду явно- го преимущества соперника, и другое всегда является стрессом для спортсмена (и для тренера), вызывает отрицательные эмоции. Важно, чтобы в это время спортсмен не был один. В своих исследованиях Неnschen (1992) предлагает систему мер для тренеров по снижению уровня послесоревновательного стресса.
Способы снижения уровня послесоревновательного стресса у спортсменов (рекомендации для тренеров)
При необходимости тренер может способствовать преодолению или смягчению проявлений болезненного состояния воспитанника — ис-пользовать в качестве основного лечения постановку перед ним реаль-ных задач в достижении конкретной и посильной цели. Чрезвычайно важно, чтобы наряду с проведением учебно-тренировочного процесса тренер уделял должное внимание воспитанию личности спортсмена, коррекции имеющихся у него отклонений. Прежде всего, важно вырабо-тать у спортсмена умение адекватно реагировать на любые жизненные и спортивные ситуации, особенно неудачи. В первую очередь, необходимо воспитать у него бойцовские качества, так как именно они позволяют мо-билизоваться на достижение максимального спортивного результата. Особенно важна разумная тактика тренера перед соревнованием и в мо-мент секундирования между раундами. Тренер должен помнить, что его эмоции, неуверенность, переживания передаются ученику. Настройка на бой и построение тактического плана боя должны быть четкими и лако-ничными, с учетом собственных достоинств и недостатков соперника. Замечания и указания должны быть краткими и информативными (по-нятными). Не следует давать ученику много советов между раундами и нервничать самому. Особенно важно поведение тренера после соревно-ваний. Рациональный подход, анализ допущенных ошибок и перспекти-вы их устранений позволят спортсмену избежать нервного срыва (осо-бенно при неудачно проведенном старте). С другой стороны, нужно нау-чить спортсмена не переоценивать свой успех. "Звездная болезнь", игно-рирование рекомендаций тренера и врача, как правило, очень быстро приводят к серии неудач, что также способствует развитию невроза. Особое внимание оказывает вопрос организации быта и отдыха спортсменов в условиях тренировочных сборов и, особенно, в период от-ветственных соревнований. Направляющая роль тренера должна проя-виться в разумном руководстве, организации активного отдыха спорт-смена, в умении отвлечь его от навязчивых, подчас изнуряющих, мыслей о предстоящих соревнованиях. При этом в равной степени вредны пози-ции как полного отказа от всех радостей жизни, так и система предостав-ления спортсмену полной свободы действия, так как не все спортсмены умеют правилъно пользоваться свободным режимом.
Важная роль в предупреждении переутомления принадлежит пра-вильной организации тренировочного процесса. Обязательным условием его должна быть индивидуализация выполняемых нагрузок с учетом функциональных возможностей спортсмена в каждый конкретный отре-зок времени.
При этом необходимо принимать во внимание и физиологические особенности, обусловленные возрастом.
В условиях современной системы подготовки, с использованием больших по объему и интенсивности нагрузок и применением 2—3 тре-нировок в течение дня, чрезвычайно болъшое значение имеет система восстановительных мероприятий. Эффективность последней будет вы-сока лишь в том случае, если она будет комплексной и включать педаго-гические, медико-биологические и психологические средства (Готовцев, Дубровский, 1981).
В качестве профилактики и снижения психологического напряжения на спортсменов Уэнберг, Гоулд (1997) предлагают предпринять следую-щие меры:
Управление предстартовым состоянием и психорегуляция
Вопросы предстартового состояния спортсменов интересуют многих тренеров, физиологов и психологов спорта на протяжении длительного времени. Психические переживания спортсменов исключительно слож-ны и разнообразны, так как соревнования нередко требуют от них макси-мального напряжения в самых неблагоприятных условиях.Положительное или отрицательное влияние предстартового состоя-ния на спортивный результат зависит от степеии возбуждения нервной системы спортсмена. Предстартовое состояние может выражаться в раз-ных формах.
Ретроспекгивный анализ показывает, что разные авторы выделяют разные формы предстартовых состояний. Пуни (1949), например, отме-тил три формьг. стартовая лихорадка, боевая готовность и стартовая апатия. Навроцкая (1965) предлагает различать пять форм: легкое пред-стартовое возбуждение, среднее предстартовое возбуждение, сильное предстартовое возбуждение, предстартовая апатия и сильная предстарто-вая апатия. Родионов (1983) указывает на особенности свойств нервной системы спортсменов как на причину количественных и качественных функциональных сдвигов и специфики стартовых состояний. Данное ут-верждение находит свое экспериментальное подтверждение в исследова-ниях Генова (1967), МиИеуг (1961).
Многие исследователи считают, что тип высшей нервной деятель-ности следует рассматривать как биологическую основу, на которой соз-дается тот или иной характер стартовой реакции. С темпераментом, как проявлением особенностей свойств нервной системы, связывают характер предстартовой установки Двали, (1963). Непосредственную связь особенностей стартовых состояний с типом высшей нервной деятель-ности отмечают Ванек и Мацак (1962).
Предстартовые состояния детерминированы не только объективны-ми условиями соревнований, но и субъективными отношениями личности и индивидуальными различиями. При этом возрастает уровень психической напряженности спорт-смена, который определяется балансом процессов возбуждения и тормо-жения.
Уровень психической напряженности в соревнованиях, особенно у квалифицированных спортсменов, зависит в основном от факторов, воздействующих на психику и т.п. (Платонов,1997). По данным автора, различают четыре состояния готовности спортсмена: 1) недостаточное возбуждение; 2) оптимальное возбуждение; 3) перевозбуждение; 4) тор-можение вследствие перевозбуждения.
Можно предположить, что из всей совокупности фактов, которые при конкретных обстоятельствах могут воздействовать на предстартовое состояние спортсмена, в действительности воздействует, т.е. определяет возникновение и динамику предстартовой возбужденности, только один или два фактора (Оя, 1973). Это надо понимать так, что все действующие факторы не влияют на психическое состояние спортсмена по принципу арифметической суммы, но имеется один или два доминирующих факто-ра, которые в основном определяют его. Если это так, то регуляцию пси-хического состояния спортсмена можно осуществлять с учетом только доминирующего фактора. Конечно, прежде всего, необходимо выявить этот доминирующий фактор в конкретных обстоятельствах, так как он может быть разным.
Более подробный подход у Родионова (1985). Он предлагает при изу-чении предстартовых состояний вначале дифференцировать спортсме-нов на группы по проявлениям нервной системы и, после этого, по лич-ностным характеристикам. Интересную интерпретацию предстартовых состояний приводит в своих исследованиях Платонов (1997).
• Состояние недостапючного возбуждения проявляется в некоторой вялости, недостаточной сосредоточенности, невозможности спортсмена сконцентрировать внимание на предстоящем поединке. Внешне спорт-смен спокоен, даже безразличен, доброжелателен к окружающим, даже к соперникам. Однако он не способен максимально реализовать в соревно-ваниях свои функциональные возможности, его действия часто характе-ризуются несвоевременностью и неадекватностью.
• Состояние оптимальиого возбуждения. Оно характеризуется ощущением готовности и желанием соревноваться. Спортсмен способен объективно оценить свои действия и действия соперника, получить удов-летворение от своих движений и действий, быть уверенным в своей под-готовленности, добиваться планируемого результата. Такое состояние является наилучшим для достижения высоких спортивных результатов, полной реализации функциональных возможностей.
• Состояние перевозбуждения. В этом состоянии спортсмен излиш-не возбужден, чрезмерно активен, раздражителен, зачастую теряет само-обладание, вспыльчив, нетерпим к окружающим. Спокойный в трениро-вочных условиях, спортсмен в таком предстартовом состоянии становит-ся упрямым, злым, грубым, чрезмерно придирчивым и неумно требова-тельным к другим. Возможны психоподобные реакции
• Состояние торможепия вследствие перевозбуждения. В этом случае имеет место механизм, противоположный формированию состо-яния недостаточного возбуждения. Зачастую, за исключением доброже-лательности к окружающим, проявляется в тех же реакциях. Внешне проявляемая пассивность является результатом травмирующих пережи-ваний, неприятных ассоциаций, нежелания тренироваться и др. Насту-пает апатия, психическая и физическая вялость, иногда возникают невротические реакции. Спортсмен понимает ненужность навязчивых мыслей, боязни не показать планируемый результат, но не может от них избавиться.
Каждое из состояний имеет бесчисленное множество вариантов, за-висящих от индивидуальных особенностей спортсмена, уровня его под-готовленности, конкретного состояния, характера соревнований и др. Возможны случаи, когда все четыре вида психического напряжения (в той или иной степени) проявляются у одного и того же спортсмена на протяжении длительного турнира или нескольких разных соревнований. Поэтому очень важной является предстартовая работа тренера и психо-логов по профилактике возможных негативных состояний спортсменов.
Для регулирования предстартового возбуждения пользуются различ-ными приемами: специальной разминкой, самомассажем, дыхательными упражнениями, аутогенной тренировкой и пр. При регулировании эмо-ционального состояния следует учитывать, что это не только явление в сфере психики, но и обширное состояние всего организма, включая сдвиги на уровне органов и тканей (Виру, 1971).
В своих исследованиях Горбунов и Шленков (1997) изучали эффект психолого-педагогических воздействий на спортсменов, имеющих раз-личные личностные особенности психики. Для этого авторы исследова-ли представителей пяти видов спорта в количестве 96 человек. До и пос-ле проведения соответствующего сеанса психорегуляции испытуемые делали самооценку психического состояния с помощью шкалы Спилбер-га и Ханина (реактивная тревожность) и дифференцированной шкалы функционального состояния по показателям самочувствия, активности, настроения.
Ниже приводятся данные, указывающие на особенности изменения психического состояния у спортсменов под влиянием сеансов психорегу-ляции. В результате проведенных исследований Горбунов и соавторы (1997) пришли к следующим заключениям:
1. Релаксация в процессе гетеротренинга воздействует следующим образом:
• спижает реактивную тревожность у спортсменов с высокой ин-тернальностью в области достижений; улучшает самочувствие у спортсменов с выраженными показате-лями психотизма, вербально-авторитарной внушаемости и низкими по-казателями экстраверсии и самоконтроля;
• улучшает настроение у тревожных интравертов, отличающихся низким темпом. Плохо переключаются на отдых и восстановление в процессе этого сеанса особо общительные.
2. Вербально-музыкальная психорегуляция воздействует так:
• снижает реактивную тревожностъ у замкнутых, подверженных чувствам, отличающихся высоким самоконтролем и темпом и слабой си-туативной внушаемостью;
• улучшает самочувствие у спортсменов с низкой социальной энер-гетичностью;
• улучшает настроепие у вербально-авторитарно внушаемых, эмо-циональных, с низкими показателями направленности на дело.
Плохо переключаются на отдых и восстановление вербально-автори-тарно маловнушаемые и социально слабоэмоциональные.
3. Гипноз оказывает следующее влияние:
• снижает вариативную тревожпостъ у вербально-авторитарно внушаемых, интравертов, отличающихся высокой интернальностью в области достижений, социальной пластичностью;
• улучшение самочувствия спортсменов с наименьшими показателя-ми замкнутости и подверженности чувствам;
• улучшает иастроенив спортсменов с высокой реактивной тревож-ностью и слабой ситуативной внушаемостью.
Особенно хорошо отдыхают и восстанавливаются во время сеанса гипноза спортсмены с высокими показателями вербально-авторитарной внушаемости.
4. Психобиоэнергетический транс воздействует так:
• снижает реактивную тревожностъ у спортсменов, отличающих-ся выраженными показателями психотизма и интернальности в семей-ных отношениях;
• улучшает самочувствие у эмоциональных, ситуативно слабовну-шаемых и с низкой интернальностью в области достижений;
• улучшает настроение у спортсменов с низкими показателями замкнутости, жесткости и интернальности по всем шкалам, но с высоки-ми показателями социальной пластичности.
Психорегуляция — это комплекс мероприятий, направленный на формирование у спортсмена психического состояния, способствующего наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Психо-физиологической основой такого состояния (по данным Горбунова, 1987) служит оптимальное соотношение рабочей (эрготропной) и восстанови-тельной (трофотропной)систем.