Подготовительный период подготовки боксёра
Подготовительный период
Общеподготовительный этап
Подготовительный период в боксе состоит из двух относительно самостоятельных блоков тренировки: общеподготовительного и специальноподготовительного этапов. Каждый из них имеет свои цели и задачи и реализуется при помощи разных средств.Остановимся более детально на общеподготовительном этапе, так как он, по нашему мнению, освещен в научно-методической литературе поверхностно.
Учебно-тренировочный процесс, направленный на развитие функциональной (базовой) подготовки самыми разнообразными средствами (беговые упражнения, игровые, работа с тяжестями, упражнения на боксерских снарядах и др.), как правило, не поддается объективному анализу и прогнозированию. При таком подходе трудно правильно оценить тренирующий потенциал выбираемой нагрузки и тем самым обеспечить тот ее тренировочный эффект, который объективно необходим на кон-кретном этапе подготовки. Кроме того, рекомендации, имеющиеся в доступной литературе, не отвечают на многие вопросы. Например, о приоритетности развития (совершенствования) физических качеств (силы, быстроты, выносливости или их проявлений). В случае, когда главное направление развития того или иного качества выбрано, вопрос упирается в организацию тренировочной нагрузки по принципу распределения ее во времени и во взаимосвязи нагрузок разной преимущественной направленности. Выбор приоритетности развития "нужных" физических качеств на общеподготовительном этапе подготовительного периода имеет принципиальное значение для дальнейшего планирования нагрузок данного этапа.
При подготовке сборной команды Украины к Играм Олимпиады тренерским советом было выбрано приоритетным направление на развитие скоростносиловых (взрывных) способностей мышц, участвующих в ударных движениях боксеров.
На других этапах подготовки указанное направление работы поддер-живалось с изменением организации тренировочной нагрузки, в зависи-мости от этапа (периода), целей и задач подготовки. Выбор этого направ-ления можно объяснить тем, что на первом этапе подготовительного пе-риода практически невозможно заложить функциональную базу таких качеств, как быстрота и выносливость. Первое качество — быстрота — предопределено генетически, имеет малую степень переноса и в своих проявлениях является специфичным для индивидуума. В зависимости от целей и задач этапа подготовки быс-троту следует поддерживать на определенном уровне.
Развитие выносливости связано не только с совершенствованием "дыхательных" способов, но и с функциональной специализацией ске-летных мышц — повышением их силовых и окислительных свойств. Иными словами, развитие выносливости должно быть ориентировано на устранение несоответствия между гликолитическими и окислительными способностями мышц, что является основной причиной высокой концен-трации лактата, и на максимальное использование аэробного пути энер-гообеспечения. Развитие скоростно-силовых способностей "рабочих" мышц в какой-то степени будет способствовать устранению несоответ-ствия окислительных способностей.
Известно, что рост спортивного результата обеспечивается преиму-щественно двумя факторами: повышением уровня специальной физичес-кой подготовки спортсмена и его способностью так организовать свои движения, чтобы как можно полнее реализовать растущие возможности. Задача управления тренировкой состоит в рациональном построении учебно-тренировочного процесса (содержание, объем и организация тре-нировочной нагрузки).
В качестве примера рассмотрим структуру подготовительного пери-ода (общеподготовительный этап) сборной команды Украины при под-готовке к Играм XXVI Олимпиады. Подготовительный период сезона 1996 года из-за загруженности календаря соревнований был перенесен на конец 1995 года. Он состоял из двух подэтапов в условиях централи-зованного сбора. Первый сбор проходил на олимпийской базе Конча-Заспа (11—16.12), второй — на базе в Алуште (18—28.12). В связи с тем, что сбор в Конча-Заспе имел еще и другую параллельную задачу (прохождение спортсменами углубленного медицинского осмотра), объем выполняемой физической нагрузки был несколько ниже, чем на сборе в Адуште. В декабре в Алуште климатические условия наиболее полно способствовали выполнению поставленных задач. Мягкий мор-ской климат благотворно влиял на физическое и психическое состояние боксеров.
Задачей сбора было повышение уровня общефизической подготовки специальной направленности в скоростно-силовом режиме концентриро-ванным методом, направленным на развитие групп мышц ног, туловища и рук, задействованных в ударах.
Специально-подготовительный этап
Структура построения специально-подготовительного этапа во мно-гом зависит от количества и качества работы, проделанной на первом этапе, а также от сроков и значимости первого старта. Понятие "первич-ная спортивная форма" (ее спортсмен должен приобрести к окончанию специально-подготовительного этапа) довольно туманно и не имеет сво-его количественного и качественного выражения. А модельные характе-ристики, которые должны описывать данное состояние, как правило, ло-кальны, характерны для конкретного контингента спортсменов, целей и задач исследования, наличия и точности инструментальных методик, ха-рактеризующих данное состояние и др. Вообще, проблема "состояние спортивной формы", несмотря на свою актуальность, в теории и методи-ке бокса до конца не решена. Результаты многочисленных исследований, в процессе которых было зафиксировано улучшение или ухудшение ка-кого-либо показателя или блока показателей, еще не могут свидетель-ствовать о состоянии или пике спортивной формы в день старта.Спортивный результат в боксе зависит от комплекса показателей, ко-торые зачастую трудно учесть. В каждом конкретном случае мы можем говорить лишь о тенденциях динамики показателей тренированности на конкретном отрезке времени. Логично, что задачей специально-подготовительного этапа будет "...повышение уровня тренированности, непосредственное становление спортивной формы, развитие специальных качеств и навыков, специ-фичных для боксеров, приобретение спортивной формы и подведение спортсменов к специфической соревновательной деятельности" (Дегтя-рев с соавт., 1979).
Основные средства подготовки — это общеразвивающие упражне-ния специальной направленности, специальные физические упражне-ния, специальные упражнения в технике и тактике бокса. Главным усло-вием является приближенность по физиологическим, биохимическим и биомеханическим характеристикам (в разумных пределах) указанных средств к соревновательньш упражнениям.
Взаимосвязь упражнений различной направленности зависит от кон-кретных условий подготовки и контингента спортсменов. По данным Никифорова (1978), на специально-подготовительном этапе общеразвивающие упражнения уже не являются преобладающими. Объем ОФП превосходит объем специальной подготовки примерно в 1,5 раза. Дегтярев и соавторы (1979) указывают, что физическая подго-товка на специально-подготовительном этапе составляет 25—30 % об-щего времени, техническая подготовка — 35—45 %, тактическая подго-товка, развивающая навыки ведения боя в условных боях и встречах с различными по боевым особенностям и стилю партнерами, — приблизи-тельно 35—40 % общего времени. Кроме того, на данном этапе подготов-ки используется сравнительно много упражнений на снарядах в соревно-вательном режиме, условных и вольных боях, что в свою очередь подни-мает интенсивность тренировок.
Специально-подготовительный этап составляет 3—4 нед, в зависи-мости от сроков и значимости предстоящих соревнований, и в некоторых случаях может быть использован как этап подготовки к ним.
Соревновательный период
Выше мы рассматривали, в качестве примера, особенности структу-ры подготовки сборной команды Украины к Играм Олимпиады в Сиднее. Так, в 1998 г. прослеживается тенденция двухпиковой системы периоди-зации. Каждый "пик" имеет отдельные (временные) периоды, подготови-тельный, соревновательный и переходный, в каждом из которых есть этапы создания и становления "базовой" общей и специальной физичес-кой подготовки, этапы становл^ния технико-тактического мастерства и подведения спортсмена к соревнованиям, а также этапы выведения спортсмена в другой режим работы (восстановительно-поддерживаю-щий или восстановительный). Такая последовательность повторяется и во втором пике подготовки.Особенности структуры и содержания предсоревновательных (в не-которых публикациях их называют межсоревновательными) этапов и их длительность зависят от масштабов предстоящих и от напряженности предыдущих соревнований.
При подготовке к конкретным соревнованиям, на основании предпо-ложений об основных фазах развития спортивной формы, выделяются два этапа. На первом этапе основной задачей является повышение специ-альной физической подготовки боксеров, расширение их технико-такти-ческого мастерства, создание базы для развития состояния спортивной формы. Длительность первого этапа может составлять 2 (Градополов, 1963), Ъ—4 (Бутенко, 1967; Джероян, Худадов, 1971; Лавров, 1968) до 4—5 нед (Лаптев, 1973; Лавров, 1982).
На втором этапе — непосредственной подготовки (специально-под-готовительный этап) — продолжается совершенствование физической подготовки, но основное внимание уделяется развитию специализиро-ванных качеств, совершенствованию технико-тактического мастерства, развитию состояния спортивной формы (Джероян, Худадов, 1971; Заки-ров, 1977; Лавров, 1968; Огольцов, 1974).
Мнения многих авторов об этом этапе совпадают: второй этап наибо-лее ответственный, во многом определяющий результаты боксера на со-ревнованиях. Основными задачами данного этапа Лаптев (1973) считает повышение специальной подготовленности боксеров, отработку тактичес-ких действий для боя с вероятным соперником, обеспечение оптимально-го нервно-психического состояния, подготовку боксеров к трудным мно-годневным боям, создание желания выступать и добиваться победы.
В вопросе о длительности этапа непосредственной подготовки к соревнованиям мнения различных авторов расходятся: 7—10 дней — Бу-тенко (1967); 15 дней — Огуренков (1966); 20 дней — Градополов (1963), Лавров (1968); 21—28 дней — Джероян, Худадов (1971), Лаптев (1973). Некоторые авторы выделяют третий этап, который посвящается поддержанию и стабилизации спортивной формы и восстановлению и сохранению физической и нервной энергии (Фролов, 1966), или этап специ-альной подготовки и совершенствования индивидуального технико-тактического мастерства, длительностью 14—21 день (Лавров, 1982). Задачи данного этапа состоят в стабилизации элементов техники и тактики бокса, развитии скорости и темпа, психологической подготовки, индивидуализации спортивного мастерства.
Предсоревновательный этап (направление и аруктура учебно-тренировочных занятий)
Как указывалось выше, различные авторы имеют свое видение структуры тренировки на предсоревновательном этапе, с выделением каких-либо особенностей, относительно организации тренировочной нагрузки с целью достижения спортсменами состояния высокой трени-рованности. Под тренированностью понимается комплексная перемен-ная характеристика состояния спортсмена, отражающая его возможнос-ти в избранном виде (Дегтярев, 1985). По мнению Волкова (1974), трени-рованность проявляется в двух формах: в увеличении функциональных резервов организма и в повышении эффективности физиологических ре-гуляций, то есть в более экономичном, с точки зрения биохимии, обеспе-чении нагрузки.Нами (Дегтярев, Остьянов, 1980) была предпринята попытка диаг-ностики состояний на трех этапах подготовки: подготовительного пери-ода, в состоянии готовности к соревнованиям (соревновательный пери-од) и в течение 14 дней после соревнований. Изучались реакции организ-ма спортсменов на различные дозы физических и психических нагрузок по 67 параметрам, разбитым на 5 условных блоков: психический (8 по-казателей), технический (7 показателей), общефизический (6 показа-телей), специально-физический (по результатам специализированного теста — 38 показателей) и соревновательный (8 показателей). Анализу подвергнуто свыше 13 000 коэффициентов корреляций. Исследование проводилось на контингенте боксеров старших разрядов (МС, КМС) в количестве 138 человек.
По результатам проведенных исследований были выявлены множес-твенные разнонаправленные взаимосвязи как внутри отдельных групп (блоков) показателей, так и между ними. Обширный экспериментальный материал позволил выделить общие и частные характеристики взаимо-связей в массиве корреляционной матрицы.
К общим характеристикам следует отнести:
1. Увеличение числа и тесноты значимых корреляций в подготови-тельный период по отношению к состоянию готовности к соревновани-ям (спортивной формы) и к послесоревновательному этапу (14 дней).
2. Состояние готовности спортсменов к соревнованиям (спортивная форма) характеризуется большим числом корреляций между изучае-мыми блоками. На послесоревновательном этапе уменьшается число 13 связеи между ними, с одновременным увеличеиием их внутри отдельных блоков. К особенностям частных характеристик относят:
Немногочисленные исследования, выполненные в подобном направ-лении, в какой-то степени подтверждают выявленную нами тенденцию. Так, по данным Савчина (1974), у боксеров-финалистов отмечено мень-шее число корреляций между психическими и физическими функциями организма, чем у боксеров, проигравших ранее. В исследованиях Верхо-шанского (1977) отмечено, что на этапе высшего спортивного мастерства обнаруживастся тенденция к уменьшению тесноты между отдельными способностями и что феномен "переноса" нс проявляется столь четко, как раньше. К подобным заключениям пришел в своих исследованиях Зациорский (1965), установив, что степень переноса физических качеств с ростом тренированности уменьшается и что механизм взаимосвязи в высшей степени специфичен.
Выявленная тенденция развития, становления и временной утраты спортивной формы свидетельствует о сложности механизма управления ею и специфичности мроявления тех или иных параметров в разных сос-тояниях треиированности. Вышесказанное подтверждает мысль о необ-ходимости индивидуального подхода к спортсменам высших разрядов на этапе подведения к пику спортивной формы (и ие только на этом этапе).
Каждый спортсмен высокого класса (исходя из принципа компенса-ции) подходит к состоянию спортивной формы, основываясь на своих специфических особенностях, свойствах, которые характерны только ему. Задача тренера в этом случае- вовремя увидеть и разгадать эти специфические индивидуальные свойства и способствовать их развитию.
Особенно важно на последнем этапе подготовки (микроцикле) дать возможность раскрыться этим специфическим индивидуальным свой-ствам, не "задушить" их большими объемными нагрузками, в чем, соб-ственно, и должен состоять профессионализм тренера.
При планировании системы подготовки на предсоревновательном этапе тренер-преподаватель должен учитывать направленность предыду-щей физической нагрузки, ее объем, интенсивность и реакцию организ-ма (его адаптацию и кумулятивный эффект) на полученную ранее дозу. Имея ответы на такие непростые вопросы, тренировочный процесс можно прогнозировать.
В научно-методической литературе отчасти раскрыты некоторые поставленные вопросы. Накоплен большой практический и научно-мето-дический опыт организации и планирования учебно-тренировочного процесса на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям. Име-ющиеся по данному вопросу публикации (Джероян, Худадов, 1971; Дег-тярев, 1979, 1985; Лаптев и соавт., 1973; Лавров, 1982; Копцев и соавт., 1990; Никифоров, 1978, 1987; Романов, 1979; Романенко и соавт., 1979; Савчин, 1975 и др.) раскрывают многие аспекты указанной проблемы с учетом той или иной специфики тренировочного процесса, особенностей контингента спортсменов, условий проведения и организации предсо-ревновательного этапа. В основе указанных научно-методических посо-бий лежит разработка Джерояна и Худадова (1971). По данным авторов, предсоревновательная подготовка длится около 2 мес, из них 3—4 нед отводится для общеподготовительного этапа и 3 нед для специально-под-готовительного этапа. Ниже приводятся основные положения предсорев-новательной подготовки, по Джерояну и Худадову (1971), с некоторыми изменениями и дополнениями.
Общеподготовительный этап.
В задачу первой недели (микроцик-ла) входит развитие общефизических качеств специальной направлен-ности и совершенствование технических и тактических приемов. Первая неделя характеризуется стабильным уровнем количествен-ных характеристик тренировки: объем — большой, интенсивность — средняя, тренировки — комплексные, с применением средств как обще-физической подготовки (спортивные игры, легкая атлетика, штанга, ме-дицинболы, "работа на дороге"), так и специально-физической (школа бокса, условные бои, совершенствование быстроты передвижений, со-вершенствование специализированных ощущений). В задачу второй недели входит достижение высокого уровня обще-физической подготовки, совершенствование скоростно-силовой и общей выносливости.Вторая неделя характеризуется волнообразной динамикой нагрузки (объем и интенсивность). Колебания "волны" нагрузок происходят в сле-дующем режиме (в цикле — через день): по интенсивности — от макси-мальной в первый день до большой во второй; по объему — от большо го в первый день до среднего во второй. Применяемые средства: упражнения максимальной интенсивности — бег, "работа на дороге", интенсивные общеразвивающие, с отягощени-ями, на снарядах, школа бокса. В
задачу третьей недели входит повышение уровня общей выносли-вости, совершенствование в технике и тактике бокса. Третья неделя характеризуется относительно стабильной нагрузкой в первой половине недели (уровень — высокий) с волнообразным повы-шением интеисивности во второй половине до максимального, с одно-временным (незначительным) повышением объема. Средства подготовки: спортивные игры, "работа на дороге", совер-шенствование индивидуальной техники, школа бокса, упражнения на снарядах, условные и вольные бои.
подготовительным этап.
В задачу первой недели (микроцикла) подготовки входит развитие специальной быстроты и вы-носливости, совершенствование специализированных ощущений и сен-сомоторики. Объем нагрузки в первой половине микроцикла — высокий, а интен-сивность выполнения упражнений средняя. Далее следует волиообраз-ное понижение объема при стабильной (средней) интенсивности и повы-шение объема и интенсивности на следующей "волне", до уровня боль-ших нагрузок, и понижение их к концу микроцикла до следующего уровня. Средства, применяемые в первом микроцикле; спортивные и под-вижные игры, "работа на дороге", боксерские снаряды, школа бокса, ус-ловные и вольные бои.Задача второй недели —достижение спортсмснами высокого уровня специальной и психической выносливости, регуляции функционального состояния, поддержание высокого уровня специально-физической подго-товки.
Динамика объема и интенсивности нафузки имеет волнообразный характер разнонаправленного действия, т.е. с повышением интенсивнос-ти понижается объем и наоборот. В первый день микроцикла интенсив-ность нагрузки максимальная, объем — средний. Во второй день объем повышается до высокого уровня с одновременным снижеиием интенсив-ности до среднего уровня. Динамика интенсивности имеет цикличность через день — от максимальной до средней. В то же время объем нагруз-ки находится в пределах среднего уровня, с повышением до большого во второй день, и с незначительным поиижением (ниже среднего) в послед-ний день микроцикла.
Средства подготовки, используемые во втором микроцикле: упраж-нения в отработке с партнером (СТТМ), упражнения на боксерских сна-рядах в скоростно-силовом режиме, условные и вольные бои, спарринги, школа бокса, "работа надороге", активный отдых. В задачу третьего (последнего) микроцикла подготовки входит соз-дание необходимых условий для кумуляции воздеЙствия предыдущих нагрузок путем изменения количественных и качественных характерис-тик для повышения специальной быстроты и выносливости, совершенcтвования специализированных ощущений, совершенствования техники и тактики бокса.
Объем нагрузки в третьем микроцикле — средний, с незначитель-ным повышением во второй день. Интенсивность — большая, с волнооб-разньш понижением до среднего уровня. Средства подготовки: специальные упражнения в парах и на снаря-дах, индивидуальная работа с тренером, школа бокса, активный отдых.
Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что в первой не-деле как общеподготовительного, так и специально-подготовительного этапов происходит втягивание организма в работу большой интенсив-ности путем применения разнообразных средств тренировки в соответ-ствии с задачей этапа. Вторая неделя является "ударной" — тренировоч-ные нагрузки достигают своего максимума. В третьей неделе для реали-зации кумулятивного эффекта применяемых тренировочных средств, нагрузки значительно снижаются (Савчин, 1975).
Состояние спортивной формы характеризуется локализацией — уменьшением числа и тесноты связей внутри изучаемых блоков (внутри-системные связи) с одновременным увеличением их между блоками показателей (межсистемные связи).