Бокс как "социальное искуство"

Бокс как “социальное искусство”

Если отличительная особенность практики, как утверждает Бурдье, состоит в том, что: «Она следует логике, что непосредственно осуществляется в гимнастике тела” (Бурдье, 2001, с. 174), без вмешательства дискурсивного сознания и рефлексивного развертывания, то есть через исключение созерцательного и вневременного теоретического взгляда, то трудно представить себе практики, которые были бы более “практичными”, чем бокс. Для большинства правила бокса сводятся к движениям тела, которые можно постичь только в действии и которые находятся на самом краю того, что может быть интеллектуально понято и осмысленно. Кроме того, бокс предполагает ряд стратегических взаимодействий, в которых за герменевтические ошибки приходится расплачиваться сразу, а сила и частота полученных ударов (или “наказания”, как его называют боксеры) означает неизбежную и мгновенную оценку исполнения: действие и его оценка сочетаются друг с другом, а рефлексивное возвращение по определению исключено из деятельности. Это значит, что невозможно построить науку “социального искусства” бокса, то есть “чистую практику без теории”, по определению Дюркгейма (Durkheim, 1956, p. 78), не познав ее на практике. Для понимания мира бокса необходимо погружение в него, изучение его и переживание его изнутри, intus et in cute. Самостоятельное понимание объекта служит здесь необходимым условием адекватного познания объекта. Культура боксера не состоит из конечного и дискретного объема информации и нормативных моделей, которые существуют независимо от их применения и могут быть переданы в некой логической, самоподдерживаемой последовательности. Скорее, она состоит из (постоянно воспроизводимого в функционировании спортзала) рассеянного комплекса положений и (физических и ментальных) действий, который существует только в деятельности, а также в следах, которые такая деятельность оставляет в и на теле. Боксерское знание состоит в практическом знании, состоящем из схем, которые полностью имманентны практике. Отсюда следует, что внушение диспозиций, которые создают боксера, осуществляется в процессе Bildungтела, в частности, в (ре) социализации физиологии, в которой “функция педагогической работы обеспечивает замещение дикого тела... телом "обученным", то есть темпорально структурированным” (Bourdieu, 1972, p. 196) и физически перестроенным в соответствии с определенными требованиями поля.

Бесконечная аскеза

Подготовка боксера — это постоянная и суровая дисциплина (в данном случае такое утверждение вполне оправданно, так как Клуб мальчиков Стоунлэнда — один из лучших в городе и тренер строго следит за соблюдением дисциплины), направленная на передачу — в практическом ключе посредством прямого воплощения — практического владения телесными, визуальными и ментальными схемами бокса. Примечателен повторяющийся, голый, аскетический характер тренировки: ее различные этапы повторяются ad nauseam, день за днем, неделя за неделей с едва заметными изменениями.

Одно из наиболее распространенных заблуждений насчет бокса состоит в том, что подготовка профессиональных боксеров, по сути, заключается в глупом избиении друг друга. На самом деле в своих тренировках боксеры тратят совсем немного времени на схватки с противником или партнером (важность этого различия прояснится ниже). Значительная часть тренировки связана не с “работой на ринге”, а с “работой на полу” и “работой за столом”. Члены Клуба мальчиков тренируются в спортзале в среднем четыре-пять раз в неделю, иногда и чаще (ближе к встрече профессиональным бойцам приходится тренироваться каждый день). Обычно меню тренировки, которая может длиться от 45 до 90 минут или больше, содержит пять основных ингредиентов, которые каждый боксер может дозировать по вкусу и в зависимости от требований момента: “бой с тенью”, отработка ударов на мешке, работа с грушей, прыжки со скакалкой и упражнения на пресс. Обычно тренировка может включать пять раундов “боя с тенью” перед зеркалом и еще три на ринге (отработка движений и комбинаций перед воображаемым противником); три подхода на тяжелом мешке, двусторонней пневматической груше и мешке для апперкота; три подхода для повышения скорости и улучшения координации глаз и рук на груше, три подхода со скакалкой перед тем, как завершить тренировку приседаниями со штангой, жимом и толчком и другими силовыми упражнениями. Если не предусмотрен спарринг, то можно работать с “лапами” (нанося удары по специальным подушкам, надеваемым на руки тренером, который перемещается по рингу, имитируя противника, меняя углы и высоту лап и требуя выполнения определенных комбинаций) или тренировать мышцы пресса при помощи другого боксера, бьющего по прессу медицинским мячом или руками в специальных перчатках. Прибавьте к этому ежедневные “пробежки”: профессиональные боксеры из Клуба мальчиков пробегают в среднем от трех до пяти миль в день шесть дней в неделю (три дня бега, один день отдыха, потом снова три дня бега).

Профессиональных боксеров часто сравнивают с артистами. Более уместной аналогией была бы фабрика или ремесленная мастерская (Wacquant, 1991a, p. 16-17). Ибо овладение этим мужским искусством во многом похоже на повторяющуюся, хотя и квалифицированную, ручную работу.13 Боксеры и сами считают тренировку работой: “это работа, которую я должен выполнить”, “я должен выполнить свое домашнее задание”, “это похоже на вторую работу”, а их тела служат инструментами. Зная, что очень важно быть в форме, они трудятся в зале так, чтобы можно было выйти на ринг в лучшем виде, они все лучше овладевают своим телом и меньше беспокоятся, зная, что они готовы к бою: “Свой бой ты выигрываешь в спортзале”, — гласит известная боксерская поговорка. Тренировки могут быть настолько изнурительными, что бой по сравнению с ними —“семечки”; и некоторые действительно считают тренировки самой трудной составляющей того, чем они занимаются. Можно позаимствовать приведенное Плимптоном (Plimpton, 1989, p. 173) описание подготовки Джо Фрезера, которое применимо ко многим неизвестным клубным бойцам: “Он — радостный мазохист в спортзале, истязающий себя без устали, стремясь достичь такого уровня крутизны, который позволит ему забыть об агрессии его противника... "Я работаю так же тяжело и в спортивном лагере, наказываю себя, но потом, когда дойдет до дела, мне будет намного проще. Когда прозвонит гонг, я буду готов. Я заведусь"”. ________________________________________

Как проницательно заметил Джеральд Эрли (Early, 1988, p. 20-38), “словом, которое приходит в голову чаще, чем любое другое при наблюдении за работой бойцов в спортзале, является "пролетариат". Эти люди честно и в большинстве случаев тяжело трудятся; поражает готескность этой работы, которая намного превышает кошмар сборочной линии. И слово "пролетариат" весьма подходит к бойцам, которых мы также называем глупыми и нелепыми”. ________________________________________

Но жертвы не ограничиваются только залом. Монашеская преданность, необходимая для подготовки к бою, глубоко проникает в частную жизнь боксера и пронизывает всю его общественную жизнь. Чтобы достичь оптимального веса, ему необходимо соблюдать строгую диету (избегать сладкого и жаренного, питаться белым мясом и приготовленными на пару овощами, пить чай или воду). Необходимо соблюдать режим и рано ложиться спать, чтобы восстановить силы. Его с самого начала предупреждают о необходимости отказа от половых контактов с женщинами за несколько недель до боя. Считается, что это позволяет сохранить “телесные соки”, физическую силу и духовную решимость (Wacquant, 1991b). И это —больше, чем тренировки — может сделать жизнь профессионального боксера по-настоящему суровой. 24-летний претендент во втором полусреднем весе жалуется, что для него самая большая жертва — это не сами тренировки, а:

невозможность питаться калорийной пищей, гамбургерами, картофелем - фри, ну и запрет на занятия сексом. Я люблю пиво, но пить его запрещено: никакого пива — даже легкого. Нужно быть очень преданным своему делу человеком, чтобы сказать себе: “Никаких женщин в этом месяце” или “никаких гамбургеров”. (Затем голос быстро повышается, словно ему неприятна сама мысль). Знаешь, что такое месяц без жирной пищи, коки, мороженного или шоколадного печенья? Это же ад!

И все же крайняя скука и монотонность тренировок приносит определенное удовлетворение, связанное с мужской дружбой в клубе, выражаемой через взгляды и улыбки, разговоры, подначки и советы во время “перерывов” или дружеские удары по перчаткам (боксеры ритуально приветствуют друг друга, поочередно нанося удары по кулакам в перчатках снизу и сверху). Чувство удовлетворения также связано с владением телом, его “настройкой” и постепенным привыканием к боксерской дисциплине. Помимо острого ощущения целостности и “прихода”,14 возникающего во время тренировок, подготовка сама по себе становится наградой, когда она приводит к овладению сложным движением или победе над собственной ограниченностью (когда удается пройти через муки спарринга с трудным противником). Наконец, боксеры наслаждаются своей “принадлежностью к одной небольшой гильдии”, известной своей физической крутизной и смелостью. Они наслаждаются тем, что “они отличаются от других. Они —бойцы” (Bennett and Hamill, 1978). “Завсегдатаи” спортзала получают удовлетворение от гордого ношения застиранной боксерской одежды, футболок и курток, позволяющих понять, чем занимается их хозяева. ________________________________________

Боксеры говорят о “естественном кайфе” и сравнивают ощущения, возникающие при интенсивных тренировках (или боях), с сексом или оргазмом. О “приходе” вообще, а также интересные параллели с управлением риском и неопределенностью при переживании “прихода” у альпинистов, см.: Csikszentmihalyi, 1975; Mitchell, 1983. P. 153-169. ________________________________________

Да, это как вещи брата, знаешь, здесь все как братья. Они видят, что у тебя что-то не получается, и пытаются тебе помочь, ободрить. Они всегда подшучивают друг над другом, но любя: в зале мы все стали друзьями. (24 года, профессионал, в прошлом — занимался телефонным маркетингом, теперь — боксер в Атлантик - Сити).

Мне нравится звук, когда я наношу по груше четыре-пять быстрых ударов и отхожу в сторону. Мне нравится видеть свое тело настроенным, чувствовать себя в форме, знать, что люди на меня смотрят и видят мои способности. Это мне нравится. (31 год, профессионал, пожарный).

Бывший профессиональный боксер, занимавший не последнее место в мировом рейтинге боксеров среднего веса и недавно ушедший из спорта, сказал: “Лучшим, что я помню из своей карьеры, было... (задумчиво) затягивание шнурков на перчатках. [Серьезно? ] Да-да, постоянно в спортзале. День за днем. [Что вы чувствовали? ] Что-то вроде оргазма, когда завязываешь шнурки на перчатках, да... Ведь я знал, что я выйду на ринг и что пришло время побузить. Во время боя, тренировки, пока на тебе перчатки (интервью, август 1991 г.)

Бокс похож на социологию тем, что, будучи практикой, доступной только посвященным, все его проявления видны непосвященным. Внешняя простота движений боксера обманчива: вовсе не будучи “естественными” и самоочевидными, основные удары (прямой левый в корпус и хук, встречный правой, прямой правый и апперкоты) очень трудно выполнить правильно; и они предполагают полное физическое “преображение”, глубокое изменение кинетической координации и даже изменение психики. Одно дело визуализировать и мысленно представлять проведение удара, другое дело —выполнить его или даже соединить с высоким градусом действия. В сущности, нужно выполнить тысячу условий, чтобы провести совершенный удар. Например, для результативного прямого левого в корпус нужна, среди прочего, правильная постановка ног, бедер, плеч и рук; необходимо “выбросить” левую руку в нужное время, повернуть запястье по часовой стрелке, повернуть корпус в момент нанесения удара, но не слишком быстро, и перенести вес тела на стоящую впереди ногу; при этом правую руку все время нужно держать рядом со скулой и быть готовым блокировать или парировать удар противника. От теоретических знаний нет толка, пока движение не вписано в телесную схему; и только после его освоения телом в бесчисленных физических тренировках, которые образуют множество “практик инкорпорирования” (Conner-ton, 1989), можно по-настоящему понять удар. В действительности, существует знание и понимание тела, которое выходит за рамки зрительного и мысленного понимания (и предшествует ему). Регулируемое экспериментирование с телом во время тренировок делает возможным “практическое понимание” правил бокса, которое отвечает условию рассеяния с необходимостью составить их значение в сознании.

Чтобы дать адекватное объяснение этого незаметного процесса, ведущего к тому, что человек становится вовлеченным и начинает инвестировать / нагружать — в экономическом и психоаналитическом смысле —в игру, в долгое восхождение и позволяющего новичку преодолеть первоначальный ужас или безразличие и придти к любопытству, а затем и к интересу к боксу и даже плотскому желанию боксировать и “делать это” на ринге (libido pugilis-tica), мне понадобилось бы привести пространные цитаты из полевых записей, которые делались после тренировок на протяжении нескольких месяцев. Их обыденность и избыточность позволила бы четко осознать невыносимо медленное продвижение — неделя за неделей —в овладении движениями и осознании — чаще всего ретроспективном и обычно жестикуляционном — боксерской техники и изменений, которые происходят с телом. Такие цитаты также передали бы, хотя и не до конца, целостный и коллективный характер боксерской подготовки, когда каждый принимает участие в обучении остальных, каждый боксер служит реальным или потенциальным —положительным или отрицательным —примером; даже материальная обстановка — от портрета Джо Луиса в натуральную величину, висящего на стене в задней комнате, до красочных постеров о прошедших и будущих боях, поношенных перчаток, скакалок и шлемов, выставленных на столе тренера, — оказывает реальное, хотя и слабо заметное воспитательное воздействие.

И все же, скорее всего, от внешнего наблюдателя ускользнет необычайно глубокая чувственная составляющая причастности к боксу. Придется обратиться ко всем инструментам визуальной социологии (Becker, 1981, Harper, 1988) или даже инструментам чувственной социологии, которая еще не изобретена (и о возможности которой говорил Кац [Katz, 1988]), для передачи процесса, посредством которого боксер становится организмически “нагруженным” игрой, постепенно становящейся частью его самого —боксеры часто используют метафоры крови или наркотиков, чтобы объяснить такую особую связь, похожую на совместное владение. Ведь человек приходит в мир бокса со всеми своими чувствами. Чтобы понять это в полной мере, нужно пропустить через себя сразу и передать все ароматы (пьянящий запах пота и обезболивающих мазей, запах кожи, исходящий от груш и перчаток); размеренный и глухой звук ударов по мешкам и звон цепей, на которых они подвешены; пулеметный треск пневматической груши и “топот” от прыжков через скакалку на деревянном полу; ритмичное дыхание бойцов, каждый вдох и выдох которых необычайно характерен; и особенно синхронное расположение тел во время тренировки, простой вид которых способен оказать глубокое воспитательное воздействие (Wacquant, 1989b, p. 38-39, 58-61); не будем забывать и о температуре, изменение и интенсивность которой играет важную роль в спортивном зале. Их сочетание вызывает своеобразный чувственный восторг, который является ключевым измерением в воспитании боксера-ученика. ________________________________________

И a fortiori читателя: разве простой переход к письменным средствам общения не приводит к необратимой трансформации передаваемого опыта? Замечание Вилленера (Willener, 1988. P. 61.) относительно музыки вполне применимо и к боксу: “Одним из препятствий для всякой социологии музыки остается то, что непонятно, как о ней говорить. Необходимо переводить свои музыкальные ощущения на немузыкальный язык”. ________________________________________

Я хожу в спортзал, потому что мне это нравится. Мне не нравится, когда мне приходится пропускать тренировки. Это как врач, который любит проводить операции: в этом есть какой-то естественный кайф. Я не могу объяснить этого, это просто естественный «кайф». Мне кажется, я похож на наркомана, который только и ждет своей дозы. Мне нужна она, мне просто нужна она! Это часть моей жизни. (31 год, любитель, днем — водитель службы доставки, ночью — сторож).

Драка: социальная логика спарринга

И хотя профессиональный боксер обычно проводит значительную часть своего времени за пределами ринга, бесконечно отрабатывая движения перед зеркалом или тренируя свою выносливость и оттачивая координацию, нанося удары по самым разным мешкам, и даже за пределами спортивного зала, пробегая свой ежедневный кросс, кульминацией тренировки и критерием подготовленности остается спарринг. Без регулярной практики на ринге с противником остальная подготовка не имела бы большого смысла, ибо особого сочетания навыков и качеств, необходимых для боя, невозможно добиться простыми упражнениями со скакалкой. Многие боксеры, которые “выглядят на полу на миллион долларов”, столкнувшись с противником, оказываются нелепыми и беспомощными. Как объясняет Ричи:

Бить по мешкам, бегать и вести “бой с тенью” — это одно, а участвовать в спарринге — это совсем другое. Мышцы используются совершенно иначе; поэтому для того чтобы быть готовым к спаррингу, нужно спарринговать. Чем ты лучше как боец, тем больше тебе удастся расслабиться... Ты должен быть расслабленным и холодным; ты должен дышать совершенно иначе. В этом все дело. И это приобретается только с опытом. [А нельзя научить боксера расслабляться или правильно дышать вне ринга? ] Нет, черт возьми! Нет! Ты можешь много говорить об этом, но все без толку.

Спарринг, который имеет свое особое временное измерение (если боксер не собирается участвовать в соревнованиях, ему все равно нужно время от времени спарринговать, чтобы не потерять форму),16 служит одновременно вызовом и наградой. Прежде всего, он приносит ощутимое вознаграждение после долгих недель тяжелого труда и кажущихся бесконечными “жертв”. Тренеры в Стоунлэнде пристально следят за подготовкой своих подопечных и запрещают участвовать в спарринге тем, кто открыто пренебрегал тренировками: “Малыш Энтони не надевал перчаток, Ричи. Он не бегал, не качался. Не стоит тратить на него свое время. Это позор”. Но спарринг —это также испытание силы, хитрости и смелости, хотя бы потому, что возможность причинения серьезного вреда здоровью неустранима, несмотря на все предосторожности — за время моего пребывания в спортзале троим боксерам сломали носы, одному боксеру порвали язык апперкотом (для его восстановления потребовалось наложить шестнадцать швов); рассечения встречаются редко из-за защитных шлемов, но разбитых носов и синяков избежать невозможно. Не стоит напоминать, что каждый раз, когда боксер входит на ринг (даже с новичком), он ставит под угрозу часть своего символического капитала: малейший промах или ошибка, например нокдаун или грубое проведение удара, приносят бойцу не меньше проблем, чем его друзьям по спортзалу, которые старательно помогают ему “сохранить лицо” (Гофман, 2000), восстановив неустойчивое и неопределенное положение в зале. Для этого всегда имеется множество социально признанных оправданий: от болезни (“я боролся с гриппом, он просто убивал меня”) до мнимых травм (больная рука, плечо) и — к этому обращаются чаще всего, особенно тренеры — нарушения священного кодекса полового воздержания во время подготовки (Wacquant 1991b). ________________________________________

Некоторые боксеры “звереют” (то есть страдают от синдрома “зависимости от драк”) не столько из-за ударов, полученных во время боев, сколько из-за множества ударов, пропущенных во время занятий в зале. Это особенно касается боксеров, которые начинают заниматься с раннего возраста (иногда младше десяти лет) или слишком долго остаются любителями в надежде пройти отбор и принять участие в (следующих) Олимпийских играх, пройдя через сотни боев прежде, чем стать профессионалами, которые тут же оказываются не у дел. Подробнее о распоряжении “телесным капиталом” боксера в зале и за его пределами см.: Wacquant, 1989b. P. 63-67. ________________________________________

Хотя в количественном отношении спарринг отнимает у бойца совсем немного времени, он все же требует пристального рассмотрения. Прежде всего, потому, что в нем отражается крайне кодифицированный и коллективно управляемый характер боксерского насилия, а также потому, что, занимая промежуточное положение между “боем с тенью” и действительным боем с противником, спарринг позволяет увидеть — словно через увеличительное стекло — неуловимое и явно противоречивое сочетание инстинкта и рациональности, эмоций и расчета, индивидуальной страсти и группового контроля, которое придает работе по подготовке бойца особое качество и венчает собой процесс тренировки.

1. Выбор партнера: Все в спарринге вращается вокруг выбора партнера и потому требует обязательного одобрения со стороны главного тренера. ________________________________________

Личность и философия главного тренера имеет решающее значение, поскольку они определяют основные черты социального регулирования насилия на ринге. В более безличных, даже аномических залах (таких, как многие муниципальные залы “Парк дистрикт”), не имеющих четкой структуры авторитета и формального членства, правила, которые определяют ведение спарринга, намного более свободны и соблюдаются менее строго. В этих залах я видел множество инцидентов во время спарринга, которые невозможно было представить в Стоун-лэнде. В одном из них неуклюжий чернокожий подросток зашел с улицы в зал, где преимущественно занимались белые; и хотя он никогда прежде не “нюхал перчатки”, он бросил вызов опытному белому боксеру. Тренер согласился позволить зарвавшемуся юнцу выйти на ринг в своей повседневной одежде, после чего профессиональный боксер меньше чем за минуту нанес ему град сильнейших ударов, которые вызвали общее веселье. В другом зале я видел спарринг боксера второго полусреднего веса без шлема с тяжеловесом, который не перебинтовал руки прежде, чем надеть перчатки, и безуспешно пытался отражать атаки на протяжении четырех раундов. В некоторых залах зрители делают небольшие ставки на исход спарринга, создавая тем самым стимулы к чрезмерному насилию. ________________________________________

Ричи никогда не поставит в пару бойцов, которые ему незнакомы; даже постоянные спарринг - партнеры спрашивают у него разрешения прежде, чем облачиться в форму (то есть вставить капу и надеть шлем, смазать лицо вазелином и завязать специальные большие и тяжелые перчатки) и выйти на ринг. Это делается для того, чтобы подготовить противников таким образом, чтобы оба боксера извлекли пользу из тренировки, и максимально снизить риск причинения вреда здоровью. Как уже говорилось ранее, соображения чести также играют свою роль: в идеале никто не вступит в спарринг со слишком сильным противником из страха “получить серьезную трепку” или слишком слабым противником, который не способен себя защитить. Однако непостоянное посещение и расхождения в графиках тренировок и боев у членов клуба могут осложнить поиск постоянного партнера, подходящего по весовой категории, навыкам и стилю. Поэтому разумно поддерживать дружеские отношения в зале с тем, кто есть, не задевать его чувства, обеспечивая определенное равновесие во время спарринга, и быть всегда готовым “вернуть” несколько раундов (по крайней мере три) тому, кто тебя же выручил. И поэтому спрашивать боксера о его готовности к спаррингу некорректно: это означает вмешательство во взаимные обязательства, связывающие его самого с его нынешними или прошлыми партнерами; лучше не спрашивать, если считаешь, что ответ будет отрицательным.

При отсутствии подходящего спарринг-партнера можно обратиться за помощью к боксерам меньшего калибра или, как к последнему средству, даже к начинающим (когда-то я помог боксеру полутяжелого веса подготовиться к бою в Англии, несмотря на разницу в весе между нами в 50 фунтов). Члены клуба могут ходить в другие залы для спарринга, но такое случается нечасто, потому что это может только осложнить и без того непростые отношения между тренерами, наставниками и менеджерами различных залов. Во всех случаях должно существовать определенное равновесие между партнерами, даже если для этого требуется намеренное ограничение возможностей одного из них. В случае чрезмерного несоответствия более опытный боец молчаливо, а иногда и явно, соглашается “воздерживаться от ударов” и сосредоточиться на скорости, “работе ног” и защите, а слабый боксер уделяет основное внимание проведению ударов и нападению. Когда один из них —новичок, то важно выбрать для него такого первого партнера, который справится с его ударами и темпераментом. Ричи выжидал почти десять недель прежде, чем разрешить мне войти в “логово льва”, не только потому, что мне нужно было придти в форму и набить руку, но и потому, что ему нужно было найти для меня подходящего партнера. И некоторые постоянные посетители оставались “недоступными” для меня даже после того, как я добился достаточных успехов, чтобы вести бои с бывалыми профессионалами.

Во время моей подготовки к “Золотым перчаткам” Шанте предложил мне провести спарринг с Марком Х., легким, но крепким белым любителем из Хаммонда, который проезжал каждый день по шестьдесят миль для того, чтобы подготовиться к турниру здесь. Я сказал об этом Ричи: “Шанте ничего в этом не смыслит, и ты ничего в этом не смыслишь: Марк надерет тебе задницу, он силен как черт, он самый сильный парень в зале! Посмотри на него: в нем всего 135 фунтов, но он может « вломить». Я не хочу, чтобы тебе снова сломали нос”. (Полевые записи, январь 1990 г.)

Некоторые бойцы имеют стиль и характер, которые осложняют работу с ними из-за недостаточной совместимости с партнерами. “Возьмем Альфонсо. Он бьет тебя, старается ударить посильнее, не дает передышки. Я бы не поставил с ним Джона, пока он не научился двигаться: ты должен уметь двигаться и уходить от него, потому что у него очень сильный удар” (бывший член клуба в разговоре с менеджером о подборе партнера по спаррингу для Джона С., старого боксера, пытающегося вернуться в спорт, апрель 1991 г.)

2. Контролируемое насилие: точно так же, как нельзя вступать в спарринг с кем попало, нельзя и вести его как попало. Жесткость боя - это следствие баланса сил между партнерами с одной стороны (она тем более ограничена, чем более неравен этот баланс) и целей конкретного спарринга —с другой, то есть его положения на сдвоенной временной оси тренировки и соревнования. По мере приближения даты боя, спарринги проводятся все чаще и становятся более продолжительными — до 8 или 10 раундов ежедневно за неделю до соревнований (они прекращаются за два-три дня до боя для того, чтобы у бойца было время восстановить силы) — и более интенсивными, а неопытных боксеров временно держат подальше от ринга. Перед важным боем спарринг может быть почти таким же жестким, как и сам бой. Готовясь к очень важному бою с последней “большой белой надеждой” Джерри Куни, чемпион мира Ларри Холмс предложил вознаграждение в 10.000 долларов спарринг-партнеру, который согласится провести с ним бой в полную силу (Hauser, 1986, p. 199). И все же, как и во всяком нормальном тренировочном лагере, для него отбирались такие спарринг-партнеры, которые позволяли ему сохранить силы и уверенность в своей победе в бою.

Во время спарринга уровень насилия варьируется в соответствии с диалектикой вызова и ответа в подвижных рамках, обусловленных ощущением равенства и первоначальным соглашением между спарринг - партнерами и не являющихся ни нормой, ни контрактом, а тем, что Ирвинг Гофман (Гофман, 2000, с. 41) называл “рабочим консенсусом”. Если один из бойцов находит свой темп и “входит во вкус”, другой немедленно и “инстинктивно” реагирует усилением ответных действий; затем внезапно происходит вспышка насилия, когда оба партнера начинают биться в полную силу; но потом они расходятся и молчаливо соглашаются возобновить свою боксерскую дуэль с меньшим накалом. Задача тренера состоит в том, чтобы контролировать этот “разговор на кулаках”, следить за тем, чтобы более слабого партнера побили не слишком сильно, (в этом случае он будет соответствующим образом инструктировать его противника): “Прямой по корпусу, Шанте, я велел тебе не выкладываться! А ты, Луи, подними уже свою чертову левую руку!”) или чтобы партнеры вели спарринг не слишком вяло, лишая его тем самым всякого смысла (“Чем вы там занимаетесь? Трахаетесь? Начинайте работать! Я хочу увидеть прямой в корпус и блоки!”).

Опытные бойцы умеют получать удовольствие от поединка, но они понимают, что этот бой ограничен “негласными” правилами и, несмотря на сходство с настоящим боем, заметно отличается от него, так как содержит в себе определенную составляющую “антагонистического сотрудничества” (Уильям Грэхем Самнер), недопустимую в последнем. Говорит один из старых членов клуба:

В нем [в спарринге] нет ничего неприятного. Мне все в нем нравится, потому что ты одновременно учишься. В зале ты не пытаешься победить, здесь ты учишься. Это учеба. Ты готовишься здесь к настоящему бою... Я не могу травмировать своего соперника — я помню, что он мой спарринг - партнер. Он помогает мне точно так же, как я помогаю ему. Он не думает и не пытается меня травмировать... И здесь ты всегда показываешь, куда можно нанести удар, чтобы можно было учесть это на будущее и в следующий раз быть во всеоружии.

Многим боксерам требуется время, чтобы освоиться с этими неявными нормами сотрудничества, которые явно противоречат диктату публики и этносу неограниченного соперничества. Как и в случае с велогонками (Albert, 1991), этот “неформальный порядок сотрудничества” особенно проблематичен для новичков, которые, принимая игру за чистую монету, неспособны “дозировать” свою агрессию и полагают, что они должны выкладываться полностью. Об этом свидетельствует следующая полевая запись: “Вот новичок — он думает, что может побить каждого: "Я могу надрать задницу этому парню! Я лучший! Пошли на ринг!" И он хочет подраться с каждым. У нас будут проблемы с ним. Я не знаю, что делать, потому что я не могу позволить ему вступать в спарринг с таким подходом” (Ричи, ноябрь 1989 г.). Они должны in actu научиться понимать, когда нужно отступить и дать партнеру передохнуть и когда нужно его прессовать и заставлять трудиться.

3. Спарринг как перцепционная, эмоциональная и физическая работа: Будучи гибридом между обучением и борьбой, спарринг производит перевоспитание тела и духа, создавая то, что Фуко (Фуко, 1998, с. 249) называет “полисенсорной структурой”, свойственной боксу и проявляющейся только в действии. Опыт ринга расширяет способность боксера к восприятию и концентрации, заставляет его обуздывать свои чувства и подготавливает его к настоящему бою. Первый спарринг — это воспитание чувств, особенно визуальных способностей; создаваемое им чрезвычайное положение ведет к последовательной реорганизации способностей и привычек восприятия. По мере накопления опыта в спарринге происходит преобразование структуры и возможностей визуального поля: внешняя суматоха и энтропия постепенно сменяются в этом поле структурой и регулярностью; по мере приобретения “боксерского взгляда” появляется способность выделять главное, отсекать второстепенное, истолковывать и даже предвидеть соответствующие шаги (Wacquant, 1989a, p. 52-53).

Спарринг — это также средство и основа особенно интенсивной формы “эмоциональной работы” (Hochschild, 1983, p. 7). Боксеры должны сначала научиться управлять своими эмоциями и скрывать их на ринге. Они должны не только постоянно следить за своими внутренними ощущениями, но также осуществлять постоянный “экспрессивный контроль” (Гофман, 2000) над своими внешними проявлениями, чтобы не позволить противнику понять, насколько болезненно воспринимаются его удары. Легендарный тренер и менеджер Кус д'Амато (цит. по: Brunt 1987, p. 55), “открывший” Майка Тайсона, говорит об этом так: “Боец должен владеть своими эмоциями там, чтобы уметь скрывать и контролировать их. Страх — ценное качество для бойца. Он заставляет его двигаться быстрее и быть более бдительными. Герои и трусы ощущают один и тот же страх. Просто герои иначе на него реагируют”. Такая «инаковость» не врожденное качество, а приобретенная способность, коллективно создаваемая посредством длительного обучения тела определенной дисциплине спарринга. Боксер среднего веса, одержавший пять побед подряд в боях с профессионалами, объясняет:

Необходимо все держать под контролем, потому что эмоции могут съесть все; необходимо оставаться спокойным и расслабленным, хотя ты знаешь, что этот парень попытается уложить тебя. Необходимо оставаться спокойным и расслабленным. Необходимо постоянно следить за происходящим.

Вопрос: Трудно было научиться контролировать свои эмоции? Не злиться и не расстраиваться, если парень оказывается слишком юрким и тебе не удается чисто провести удар?

Ответ: Мне было трудно. Мне понадобились для этого долгие годы, и только когда я научился держать свои эмоции под контролем, дела пошли на лад. Наверное, это приходит со временем.

Вопрос: Ричи чему-то тебя научил?

Ответ: Он постоянно говорил мне, чтобы я оставался спокойным, расслабленным. “Дыши ровно, не горячись”. Но очень трудно было оставаться спокойным и расслабленным, когда тебя пытались прибить. В конце концов, я все же понял, о чем он говорил.

На самом деле связь между жестами, сознательными переживаниями и физиологическими процессами — вспомним проведенное Герцем и Миллсом (Gerth and Mills, 1964) различие между тремя основными составляющими эмоции — настолько сильна, что изменение одной из них сразу же приводит к изменению другой. Неспособность контролировать чувственное переживание наносимых тебе ударов лишает тебя способности действовать и, таким образом, полностью изменяет твое телесное состояние. И, наоборот, физическая форма позволяет мысленно подготовиться и, следовательно, лучше контролировать ощущения, возникающие после ударов.

Поскольку малейшая утрата самообладания тотчас наказывается, необходимо уметь владеть своими эмоциями и знать, в зависимости от обстоятельств, когда их нужно сдерживать и подавлять или, наоборот, выпускать наружу и подстегивать; когда нужно задавить одни чувства (расстройство или беспокойство) и не повестись на удары, провокации, возможные устные оскорбления и “грубую тактику” (удары ниже пояса или локтями, удары головой, удары по рассеченным местам и т. д.) со стороны противника; и когда — пробудить и развить другие (гнева или “контролируемой ярости”, например) по собственной воле, не позволяя им выйти из-под контроля. Большинство боксеров пытается сохранять “серьезность” на ринге и направлять все свои эмоциональные и интеллектуальные силы на “выполнение работы” самым действенным и безболезненным образом. Спарринг позволяет “прочувствовать правила”, свойственные этому роду занятий.

Наконец, собственно физический аспект спарринга не следует оставлять без рассмотрения в силу его “самоочевидности”; не следует забывать, что профессиональные бои за приз связаны, прежде всего, с экономикой боли (и денег). Цель боя состоит в том, чтобы перехитрить или подчинить себе противника, нанося ему удары и, в свою очередь, получая удары от него. В жаргоне боксеров есть множество слов, связанных со способностью “держать удар” и переносить боль. Помимо природного дара, наподобие “железной челюсти” и таинственного и почитаемого качества, называемого “стержнем” (также важного для мужской уличной культуры гетто), имеется лишь один способ приучить себя к боли и принятию ударов: регулярно получать удары и постепенно привыкать к этому. Ведь, вопреки еще одному распространенному стереотипу, у боксеров нет никакой особой любви к боли: им не нравится получать удары и даже —многим из них — причинять боль своему противнику. Говорит молодой боксер в среднем весе, недавно ставший профессионалом:

Ну, мы же люди! Мы - люди. Такие же, как все остальные; наши чувства ничем не отличаются от ваших; мы ничем не отличаемся от вас: мы живем в одном мире, у нас та же плоть, та же кровь, все то же самое.

Они только повысили свой порог терпимости к боли посредством его контролируемой рутинизации (Veralltaglichung у Вебера). И это возвращает нас к распределению эмоций между группами, поскольку изучение безразличия к физической боли неразрывно связано с приобретением “хладнокровия”, свойственного боксу. Правильная социализация боксера предполагает стойкость к ударам, в основе которой лежит способность справляться с первичными рефлексами самозащиты, нарушающими координацию движений и дающими преимущество противнику. Больше действительной силы пропускаемых ими ударов, новичков во время первых спаррингов и неопытных бойцов во время первых боев опустошает именно постепенное приобретение, как удачно заметил Мосс (Мосс, 1996, с. 262), “сопротивления всеохватывающему волнению”, которое сложно разделить на области воли или физиологического порядка.

Таким образом, из чуждого пространства, вызывающего чувство неловкости, неуместности и даже опасности, ринг постепенно превращается в “место работы”, сцену для самовыражения, где боксеры чувствуют себя как “дома” — это выражение они чаще всего используют, когда их спрашивают о чувствах, которые они испытывают, выходя на ринг. Это объясняется глубокой реорганизацией габитуса, который начинает соответствовать основной структуре игры, вызывая тем самым особое ощущение счастья, возникающее из дорефлексивного согласия тела с микрокосмом, в котором оно развивается.

Рациональность кулачного боя: боксер как воплощение практического разума

Овладение боксом незаметно меняет телесную схему человека, отношение к телу и его использованию с целью усвоения установок, превращающих тело, по сути, в ударный механизм, но механизм интеллектуальный и творческий, способный к саморегулированию и обновлению в фиксированной и относительно ограниченной совокупности собственных действий в ответ на действия противника. Взаимопроникновение материальных и ментальных установок настолько глубоко, что даже сила воли, мораль, решимость и контроль над эмоциями становятся рефлексами, вписанными в организм. У подготовленного боксера ментальное становится частью физического и наоборот; тело и сознание функционируют в полном симбиозе.

Об этом свидетельствует презрительное отношение Ричи к бойцам, которые говорят, что они “в душе не готовы” к борьбе. После проигрыша Джейсона в его первом бою в Атлантик - Сити, показанному по национальному телевидению, старый тренер кипятится: “Он проиграл, потому что он был "не готов в душе"! Да что это такое! "Не готов в душе". Если ты боец, ты всегда готов! Я так и сказал Бучу: что за «дерьмо»! "Не готов" он. Если ты боец, выходи на ринг и бейся; без всяких там "готов — не готов". А если ты не боец, то тебе нечего и делать на ринге. Если ты — боец, ты «готов» и ты бьешься. Точка. А все остальное нужно, чтобы «пудрить мозги девчонкам». (Полевые записи, апрель 1989 г.)

Именно такое взаимное пересечение физического и ментального позволяет опытным боксерам обороняться и, в конечном итоге, наносить ответные удары даже в состоянии, близком к нокауту. В таком полубессознательном состоянии тело продолжает боксировать как бы само собой, пока боец не придет в чувство (иногда для этого требуется несколько минут). Бывший чемпион мира в тяжелом весе Джин Тони, (цит. по: Sammons, 1988, p. 246) рассказывает о таком опыте во время тренировок:

Я вошел в клинч, опустив голову, а мой партнер поднял свою голову, ударив меня по левому глазу. У меня помутилось в голове. Потом он отошел и со всей «дури» ударил меня правой прямо в челюсть. Я так и замер, где стоял. Не упав и не пошатнувшись, я потерял сознание, но инстинктивно продолжил биться. На ринг вышел другой спарринг-партнер. Мы боксировали три раунда, но я совсем ничего не помню об этом.

В знаменитом “Триллере в Маниле”, одном из самых жестких боев среди тяжеловесов в истории, Джо Фрезер и Мухаммед Али боксировали почти в бессознательном состоянии. “Курилка Джо” вспоминал через несколько лет после этой встречи: к шестому раунду “я уже вообще ни о чем не думал. Все, что я знал, — нужно драться. Жара [свыше 110 градусов по Фаренгейту], влажность... В этом бою я ни о чем не думал. У меня было дело, которое я должен был делать. Я просто хотел его закончить” (NBC Sports, 1990).

Разговоры с боксерами и тренерами о “ментальном” аспекте бокса поднимают кажущееся противоречие: с одной стороны, они утверждают, что бокс — “дело для думающих людей” и часто уподобляют его шахматам; с другой стороны, они также настаивают на том, что на ринге не нужно тратить время на логику. “На ринге нет никакого места для мысли: одни рефлексы! Когда ты начинаешь думать, «поезд ушел», — учит Ричи. В то же самое время, стоун-лэндский тренер согласен с Рэем Арселом, (цит. по: Anderson, 1991, p. 121). Старейший тренер, продолжающий заниматься своим делом и в 92 года после того, как подготовил восемнадцать чемпионов мира, в том, что “в боксе главное мозги, а не мышцы. Меня не интересуют твои бойцовские способности. Если ты не умеешь думать, ты просто очередной парень «с улицы». Загадка разрешается, как только осознаешь, что способность размышлять и рассуждать на ринге становится способностью организма боксера in globo или “телесно-духовного” комплекса (Dewey, 1929, p. 277). Это стирание грани между телесным и ментальным подчеркивается в следующем комментарии местного претендента среди полутяжеловесов:

Все дело в компьютере, мозгах, которые управляют телом. Если компьютер не слишком сильный, то он не может послать сильного сигнала телу; и у тебя не хватает мозгов, чтобы выполнить задачу. Ты должен думать, какую позицию занимает противник, куда можно ударить, где можно “подставиться” под удар, чтобы уйти от него и ударить самому. Об этом думаешь постоянно, если хочешь ударить или уйти от удара, а чтобы “пролететь”, не нужно думать ни о чем.

Вопрос: Но ведь на раздумья нет времени?

Ответ: (похрустывает суставами пальцев, нервно понижая голос) На это все уходят доли секунды: мысли проносятся моментально (снова хрустит суставами, повышая голос), ты думаешь постоянно, думаешь постоянно. Все, что ты делаешь, как ты двигаешься, - все это продуманно. Чтобы сделать что-то на ринге, ты должен думать. Вот так ты должен думать (перестает хрустеть). Говорят, что только после долгих тренировок больше не нужно думать. Это происходит естественно, но твое тело делает естественным образом все, что считает нужным; мысль намного опережает тебя, у тебя нет возможности ее продумать. Ты получаешь уже готовые ответы.

Попав на ринг, тренированное тело, которое знает и понимает, сортирует и хранит информацию, находит правильный ответ в репертуаре запрограммированных действий и реакций. Боксерское мастерство, таким образом, определяется тем, что тело бойца просчитывает варианты и решает за него, мгновенно, без опосредования — и опасных задержек, которые оно вызывает, — абстрактными размышлениями, до представления и стратегического расчета. Тело служит непосредственным, стихийным стратегом: оно знает, понимает, оценивает и реагирует одновременно. В этом отношении опытный боксер не сильно отличается от опытного джазового пианиста: «обоим для правильного исполнения — удара в одном случае, нот в другом — требуется привычное знание, “воплощенный способ прохождения дистанций”, который может быть приобретен только через “длительное усвоение» (Sudnow, 1978, p. 12-13), определяющее принятие “дисциплинированным телом основных положений сознания” (Levao, 1988, p. 13).

Стратегия боксера, таким образом, обусловлена не телеологией индивидуального рационального выбора и не механическим подчинением нормативным требованиям тренера или “субкультуры” спортзала, а столкновением боксерского габитуса с тем самым полем, которое и произвело его. Социальное искусство кулачного боя преодолевает целый ряд схоластических различий между интенциональным и привычным, рациональным и эмоциональным, материальным и духовным, которые так глубоко укоренены в дуалистической онтологии современной социальной науки, что мы даже не замечаем, насколько они уродуют фундаментальную реальность человеческого социального действия. В основе бокса лежит соприкосновение, даже слияние этих противоположностей. Он представляет собой воплощенный практический разум, который избегает логики индивидуального сознания и расчета. Столкновение на ринге требует сжатых суждений, основанных на боксерской восприимчивости и реакции и выносимых мгновенно, что служит антитезой систематически спланированным и размеренным решениям в духе “просчитывающего разума”, лежащего в основе социального действия, которое описывается теорией игр и рационального выбора. В сущности, стратегию боксера на ринге можно описать цитатой из работы Хью Броди (Brody, 1982, p. 37), посвященной охотникам-атабаскам и инускам, проживающим на северо-западе Канады:

Чтобы принять правильное, разумное и точное решение на охоте, необходимо учесть взаимосвязь всех возможных факторов и избежать ошибки сосредоточения на каком-то одном моменте, считающемся основным. И — что еще более важно — решение принима-ется в самом действии; между теорией и практикой нет никакого разрыва или промежутка. Как следствие, решение, как и действие, от которого оно неотделимо, всегда является изменяемым (и, следовательно, оно не может быть названо решением в собственном смысле слова).

Успешное обучение боксу, таким образом, требует сочетания квазиантиномических диспозиций: импульсов и влечений, укорененных в дорогом для Джорджа Герберта Мида “биологическом индивиде” (Mead, 1934), в теле, которое можно назвать “диким”, на границе культурного, и способности постоянно справляться с ними, регулировать, трансформировать и избирать их в соответствии с планом, который является объективно рациональным, оставаясь при этом недосягаемым для рационального сознания. Это противоречие, свойственное боксерскому габитусу, объясняет, каким образом вера во врожденные способности боксера может мирно сосуществовать с неумолимой и твердой этикой работы и борьбы. Как и в случае с религией у Дюркгейма (Durkheim, 1965), миф о боксерском даре —это “иллюзия, основанная на реальности” (cum fundamento in rei): то, что бойцы считают естественной способностью (“в тебе должно быть это”, “нужно родиться боксером”), на самом деле представляет собой особый характер, складывающийся в результате длительного процесса насаждения боксерского габитуса, процесса, упрощенного до такой степени, что новичкам оказывается достаточно опыта, приобретенного на улицах гетто. Наивное представление о «естественном», часто используемое для объяснения того, почему некоторые боксеры обучаются очень быстро или без труда добиваются успехов, свидетельствует об этой «культивируемой природе», социальное происхождение которой, становится в буквальном смысле невидимым для тех, кто воспринимает ее при помощи ментальных категорий, которые сами по себе являются ее продуктом.

Итак, мы пришли этим необычным, квазиэкспериментальным путем, по сути, к тому же выводу, что и Морис Мерло-Понти в своей “Феноменологии восприятия” (Мерло-Понти, 1999): что “живое тело” —это, прежде всего, не объект сознания, а предобъективная среда сознания, подлинный субъект /предмет человеческой социальной практики. Продемонстрировав полную неуместность двух теоретических моделей действия, которые недавно поляризовали размышления об этом вопросе (Elster 1989), рационального выбора и нормативных ограничений, бокс свидетельствует о необходимости помещения социализированного живого тела — и практик инкорпорирования, которые образуют его структуры, —в центр анализа социального действия.18 ________________________________________

18 См. работы: Бурдье, 2001; Jackson, 1989; Blacking, 1973; и различные недавние переистолкования понятия «привычки» (напр., Ostrow, 1990; Connerton, 1989; Baldwin, 1988).

По материалам сайта:

http://www.fight-club.kiev.ua/site/index.php

Следите за нами на:
Контакты
+38 067 936-51-97
2001newstars@gmail.com
Наши партнеры
Мирец Виталий
Блоги


Блог о боксе Рдна Скело