Особенности влияния нагрузок на организм спортсменов

Особенности влияния тренировочных нагрузок на организм спортсменов

Управление специфичностью тренирующего воздействия нагрузки — единственный путь к повышению эффективности системы тренировки спортсменов высокого класса (Верхошанский, 1987).

Для того чтобы выбрать оптимальный вариант тренировочной нагрузки, которая соответствовала бы данному этапу тренировки, необходимо предварительно оценить ее эффективность. При оценке следует исходить из характеристик, определяющих, преимущественно, качественную и количественную меру воздействия тренировочной нагрузки на организм спортсмена, таких, как ее содержание, объем, интенсивность и организация. Под содержанием спортивной тренировки понимается состав тренирующих средств (Матвеев, 1999).

Фиксация объема нагрузки заключается, прежде всего, в систематическом и длительном нарушении гомеостаза организма, стимулирующем мобилизацию его энергетических ресурсов и пластического резерва. Функция объема может быть правильно определена в том случае, если принимается во внимание величина нагрузки, ее продолжительность и интенсивность (Верхошанский, 1985).

Интенсивность тренировочной нагрузки (по Верхошанскому, 1985) —это критерий силы ее воздействия на организм или мера напряжения тренировочной работы. Интенсивность регулируется величиной (силой) тренирующего потенциала используемых средств, частотой их применения, интервалами отдыха между повторными нагрузками. Повышение интенсивности тренировочной нагрузки допускается на определенных этапах подготовки и только после предварительной подготовки на основе объемной низкоинтенсивной нагрузки. В систему организации тренировочной нагрузки входит соотношение средств общей,, специальной и технической подготовок, в строгом согласовании со временем этапа подготовки. В теории и методике спорта тренировочная нагрузка — это обычно количественная мера выполняемой тренировочной работы. Принято раз-личать понятия: внешняя, внутренняя и психологическая нагрузка (Матвеев, 1969; Озолин, 1970; Туманян, 1974 и др.). Виру (1981) выделяет 5 видов нагрузок:

  • — чрезмерно большие (околопредельные); —
  • поддерживающие (недостаточные для обеспечения дальнейшего роста, но достаточные, чтобы избежать обратного развития тренированности); —
  • восстанавливающие (недостаточные для поддержания надлежащего уровня, но ускоряющие восстановление); —
  • малые, не оказывающие заметного физиологического эффекта. В дальнейшем возникла необходимость расширить представления о внешней и внутренней нагрузке. Были введены такие понятия, как тренирующий потенциал (ТП) нагрузки и ее тренирующий эффект (ТЭ). Тренирующий Потенциал нагрузки включает присутствие в ее составе не только соответствующих, но и превышающих соревновательные условия по значениям максимума усилия, времени его развития и мощности метаболических процессов, обеспечивающих работоспособность спортсменов (Верхошанский, 1985).

    Результаты воздействия нагрузки выражаются в ее суммарном тренировочном эффекте, оцениваемом, прежде всего, по величине изменений состояния спортсмена. В целом это сводится к линейному представлению и суммированию тренировочных воздействий. (Зациорский, 1964; Волков, 1966; Матвеев, срочный ТЭ -» отставленный ТЭ -> кумулятивный ТЭ. Срочный тренировочный эффект — это текущая форма реакции ор-ганизма на физическую нагрузку, отставленный тренировочный эффект — это изменение состояния организма, наблюдаемое после тренировоч-ного занятия, кумулятивный тренировочный эффект — результат после-довательного суммирования организмом всех ТЭ, создаваемых в ходе тренировочного процесса.

    Верхошанский (1985) в своих исследованиях выделяет качественные аспекты ТЭ. По его данным, "...кумуляция, как феномен обобщения ор-ганизмом следов тренирующих воздействий, не является простым су.м-мированием и далеко выходит за его рамки". Выделен "частный ТЭ" — результат воздействия нагрузки одной преимущественной направленнос-ти или одного средства, и "кумулятивный ТЭ", как результат обобщения организмом воздействий нагрузокразличной преимущественной направленности, применяемых одновременно или последовательно. Очевидно, что эффект подготовки спортсмена во многом зависит от правильной организации тренировочного процесса, где нужно четко представлять, какой ТЭ следует ожидать в каждом конкретном случае и что надо предпринять для его достижения. В практических целях трени-рующий эффект оценивают по двум критериям — временному (срочный и отставленный) и качественному (частный и кумулятивный). Классификация ТЭ может быть более детальной. Физиологическая природа ТЭ настолько сложна, а формы проявления столь многообразны, что его исчерпывающая характеристика возможна только на основе знаний особенностей ТЭ, его содержания и организации в учебно-тренировочном процессе. Кумуляция может быть одномоментной (реакция организма на одно тренировочное задание), накопительной (реакция организма на тренировочные воздействия различной направленности на длительных этапах подготовки) и, наконец, положительной или отрицательной. Под влиянием физической нагрузки в организме происходят изменения. Спортивная тренировка фактически является средством изменения условий существования организма, призванным добиться в нем определенных адаптационных изменений. Физиологический смысл адаптации организма к внешним и внутренним воздействиям заключается в поддержании гомеостаза и соответственно, жизнеспособности организма практически в любых условиях, на которые он в состоянии адекватно реагировать (Павлов, 1999).

    Количественные и качественные ответы организма на изменения среды зависят, прежде всего, от его исходного состояния, силы и специфических качеств изменения среды (воздействия).

    Исходное состояние спортсмена обусловлено, с одной стороны, его генетическим потенциалом, с другой — реализацией данного потенциала в зависимости от предшествующих условий его жизнедеятельности (включающих, в том числе, и направленность применявшихся ранее тре-нировочных нагрузок).

    Оценивать исходное состояние следует не только в начале любого этапа подготовки, но и перед каждым тренировочным занятием и в течение него, для определения уровня и направленности изменений, происходящих в процессе тренировки, и дальнейшего планирования и коррекции учебно-тренировочного процесса.

    Одной из задач является выбор формы построения учебно-тренировочного занятия по организационному признаку. Распространенной формой построения тренировки является комплексная, предусматривающая одновременное и параллельное решение целого ряда тренировочных задач и использование нагрузок преимущественной направленности. Комплексная форма, в зависимости от задач и этапа подготовки, имеет свои положительные и отрицательные стороны. Так, объемные комплексные нагрузки, предусматривающие одновременное совершенствование спортивной техники и специальной физической подготовленности, могут привести к общему функциональному утомлению. Но, если вышеуказанные объемы работ будут иметь какое-то преобладающее влияние, то этого возможно избежать. В условиях повышенных объемов и интенсивности нагрузок трудно дифференцировать их влияние на специализированные ощущения. Выход, по мнению Верхошанского (1977), следует искать в "...рациональном использовании нагрузок какой-то одной тренирующей направленности, как в отдельном занятии, так и на этапе той или иной направленности".

    В практике подготовки спортсменов высокой квалификаций была разработана особая форма сосредоточения объема нагрузок — концентрация ее на определенных этапах подготовки.

    Принципиальная новизна этого приёма заключается в создании массированного тренирующего воздействия на организм спортсмена, с помощью высокого объема однонаправленных нагрузок, в течение ограни-ченного во времени (до 2 мес) этапа. Исходя из концепции подготовки сборной команды Украины к Играм XXVI Олимпиады, была разработа-на программа, частью которой было совершенствование и развитие ско-ростно-силовых качеств мышц, участвующих в ударных движениях бок-серов, на общеподготовительном этапе подготовительного периода. Речь идет о концентрированных однонаправленных нагрузках (здесь и далее мы будем ссылаться на опыт подготовки сборной команды Украины к Играм Олимпиад в Атланте и в Сиднее).

    Важнейшим условием при использовании концентрированных нагрузок является относительно невысокая интенсивность средств, поскольку частое их применение уже само по себе ведет к интенсификации тренировочного процесса. Практически концентрированной может счи-таться нагрузка, если ее объем в месяце, в котором она сосредоточена, составляет 23—25 % общегодового (Верхошанский, 1987). Прием кон-центрированной нагрузки целесообразен, прежде всего, для повышения уровня СФП, и для этого могут применяться нагрузки любой преиму-щественной направленности, однако особое значение имеет концентра-ция специализированных силовых нагрузок. Прием концентрированной силовой нагрузки имеет и недостатки. Он приводит к временному, но ус-тойчивому снижению скоростно-силовых показателей, что негативно влияет на специальную работоспособность спортсмена и осложняет ре-шение задач, связанных с совершенствованием технического мастерства и скорости движения. По данным Филимонова (1979) установлено нега-тивное влияние объемных силовых нагрузок на скорость удара боксеров. Поэтому концентрированной нагрузкой следует пользоваться осторожно и, в основном, на "дальних", по срокам, этапах подготовки к соревнова-ниям. Основная идея данного метода рассчитана на долговременный отставленный тренировочный эффект (ДОТЭ). Эффект ДОТЭ был разра-ботан группой ученых во главе с Верхошанским. Ниже мы приводим основные особенности долговременной адаптации тренировки спортсме-нов высших разрядов.

    К основным положениям эффекта ДОТЭ следует отнести (Верхошанский, 1985):

  • основное условие получения эффекта ДОТЭ — концентрированная, т.е. сосредоточенная на ограниченном по времени этапе, объемная силовая нагрузка, обеспечивающая возможность углубленного однонаправленного тренирующего воздействия на организм спортсмена;
  • мирование ДОТЭ включает две фазы: в первой создаются усло-вия для его возникновения, во второй — происходит его реализация;
  • сильнее (в оптимальных пределах) снижены скоростно-силовые показатели на этапе концентрации силовой нагрузки, тем выше их последующий подъем в фазе реализации;
  • меняемые средства в тренировке не должны быть интенсивными;
  • реализации ДОТЭ концентрированной силовой нагрузки способствует умеренная по объему общеразвивающая работа, сочетающаяся с работой специального характера;
  • длительность проявления ДОТЭ определяется объемом и продолжительностью применения концентрированной силовой нагрузки. В принципе, устойчивое проявление ДОТЭ равно по продолжительности этапу силовой работы. В реальных условиях тренировки спортсменов высокой квалификации указанная тенденция наблюдается при продолжительности этапа силовой подготовки от 4 нед. и более (до 12);
  • в период реализации ДОТЭ спортсмены легко переносят интенсивные нагрузки, но негативно реагируют на объемную работу. Интенсивная и кратковременная силовая работа может использоваться в небольшом объеме, как средство, тонизирующее нервно-мышечную систему при подготовке к соревнованиям, а также для поддержания достигнутого уровня скоростно-силовой подготовки.
  • Следите за нами на:
    Контакты
    +38 067 936-51-97
    2001newstars@gmail.com
    Наши партнеры
    Мирец Виталий
    Блоги


    Блог о боксе Рдна Скело